Кинематика равноускоренного движения | «Ньютоник» – задачи по физике

Кинематика равноускоренного движения

Мгновенная скорость

Пусть тело движется по некоторой траектории. Рассмотрим участок траектории от точки  A1\ A_1 до точки  B1\ B_1, содержащий интересующую нас точку  C\ C. За время  t1\ t_1 тело переместилось на  S1\ \vec{S}_1 (см. рис. 1).
 Схематическое представление мгновенной скорости
Рис. 1. Мгновенная скорость
Средняя скорость на этом участке:
v1=S1t1.\vec{v}_1 = \frac{\vec{S}_1}{t_1}.
Теперь рассмотрим более короткий участок от точки  A2\ A_2 до точки  B2\ B_2, также проходящий через точку  C\ C, с перемещением  S2\ \vec{S}_2 за время  t2\ t_2, где  t2<t1\ t_2 < t_1:
v2=S2t2.\vec{v}_2 = \frac{\vec{S}_2}{t_2}.
Продолжая этот процесс, мы всё ближе подходим к точке  C\ C — с одной стороны последовательностью точек  A1\ A_1,  A2\ A_2, ..., с другой —  B1\ B_1,  B2\ B_2, ... . В какой-то момент мы получим малое перемещение  ΔS\ \Delta \vec{S} за малый промежуток времени  Δt\ \Delta t, и средняя скорость на этом малом участке:
v=ΔSΔt\vec{v} = \frac{\Delta \vec{S}}{\Delta t}
практически не будет отличаться от предыдущих значений.
Мгновенная скорость в точке траектории — это векторная величина, равная пределу отношения малого перемещения к малому интервалу времени, по мере стремления последнего к нулю:
v=limΔt0ΔSΔt.\vec{v} = \lim_{\Delta t \to 0} \frac{\Delta \vec{S}}{\Delta t}.
Мгновенная скорость направлена по касательной к траектории.

Равноускоренное движение

Равноускоренным движением называется движение, при котором за любые равные интервалы времени скорость изменяется на одну и ту же векторную величину:
ΔvΔt=const.(1)\frac{\Delta \vec{v}}{\Delta t} = \vec{\text{const}}. \tag{1}
Примеры (см. рис. 2).
 Примеры равноускоренного движения
Рис. 2. Равноускоренное движение
На интервале  t\ t при постоянном изменении скорости  Δv\ \Delta \vec{v} можно записать:
v=v0+nΔv,\vec{v} = \vec{v}_0 + n \cdot \Delta \vec{v},
где n=tΔtn = \frac{t}{\Delta t}. Подставим:
v=v0+tΔtΔv=v0+(ΔvΔt)t.(2)\vec{v} = \vec{v}_0 + \frac{t}{\Delta t} \cdot \Delta \vec{v} = \vec{v}_0 + \left( \frac{\Delta \vec{v}}{\Delta t} \right) t. \tag{2}
Обозначим:
a=ΔvΔt=const,(3)\vec{a} = \frac{\Delta \vec{v}}{\Delta t} = \text{const}, \tag{3}
где  a\ \vec{a}ускорение, равное отношению изменения скорости ко времени. Единица измерения ускорения:
[a]=мс2.[a] = \frac{\text{м}}{\text{с}^2}.
Подставляя (3) в (2), получим закон изменения скорости при равноускоренном движении:
v(t)=v0+at.(4)\vec{v}(t) = \vec{v}_0 + \vec{a}t. \tag{4}
Это выражение справедливо и для проекций на любую ось, например, на ось  Ox\ Ox:
vx(t)=v0x+axt.(5)v_x(t) = v_{0x} + a_x t. \qquad (5)
График проекции скорости при равноускоренном движении представлен на рисунке 3.
 Зависимость графиков скорости от ускорения
Рис. 3. Зависимость графика скорости от ускорения
В первом и втором случаях  ax1>0\ a_{x1} > 0,  ax2>0\ a_{x2} > 0, причём  ax1>ax2\ a_{x1} > a_{x2}. В третьем случае  a3=0\ a_{3} = 0 и мы получаем частный случай равноускоренного движения - равномерное прямолинейное движение. В четвёртом случае  ax4<0\ a_{x4} < 0 мы имеем равнозамедленное движение, причём, с какой-то момент тело останавливается и начинает двигаться равноускоренно в обратном направлении.

Перемещение при равноускоренном движении

Рассмотрим график скорости при равноускоренном движении на интервале времени  t\ t (см. рис. 4). Возьмём достаточно маленький интервал времени  Δt\ \Delta t, чтобы считать, что скорость на нём практически не меняется. То есть, можно считать, что на данном интервале времени тело двигалось с постоянной скоростью, например, с мгновенной скоростью, взятой в середине этого временного интервала. Тогда мы можем найти элементарное перемещение на этом элементарном участке как площадь под графиком скорости:
ΔSx=vxΔt.\Delta S_x = v_x \cdot \Delta t.
 Разбиение на маленькие интервалы графика скорости
Рис. 4. Разбиение на маленькие интервалы графика скорости
Разобьём весь интервал времени такими элементарными участками и аналогично найдём элементарные перемещения на всех этих элементарных участках. Сложив все эти элементарные перемещения, мы получим перемещение на всём интервале  t\ t. То есть, перемещение на всем интервале времени  t\ t численно равно площади фигуры под графиком скорости.
 Площадь под графиком скорости
Рис. 5. Площадь под графиком скорости
Фигура под графиком скорости (см. рис. 5) состоит из прямоугольника со сторонами  t\ t и  v0x\ v_{0x} и прямоугольного треугольника с катетами  t\ t и  vx(t)vx0=axt\ v_{x}(t)-v_{x0}=a_{x}t, учитывая (5). Следовательно:
Sx=v0xt+axt22.(6)S_x = v_{0x} t + \frac{a_x t^2}{2}. \qquad (6)
Это уравнение перемещения для равноускоренного движения справедливо и в векторной форме:
S=v0t+at22.(7)\vec{S} = \vec{v}_{0} t + \frac{\vec{a} t^2}{2}. \qquad (7)
График проекции перемещения, согласно (6), описывается параболой, проходящей через начало координат. Если  ax>0\ a_x>0, то ветки параболы направлены вверх, если  ax<0\ a_x<0 — вниз (см. рис. 6). На рисунке представлена зависимость графиков движения от значений  v0x\ v_{0x}. В случае, когда  ax\ a_x и  v0x\ v_{0x} имеют противоположные знаки, тело замедляет движение, останавливается на мгновение и начинает двигаться в противоположную сторону:
 График перемещения
Рис. 6. График перемещения
Учитывая определение проекции перемещения:
Sx=x(t)x0,S_x = x(t) - x_0,
перепишем (6) в следующем виде:
x(t)=x0+v0xt+axt22.(8)x(t) = x_0 + v_{0x} t + \frac{a_x t^2}{2}. \qquad (8)
То есть, мы получили уравнение движения тела, которое позволяет решить основную задачу механики для равноускоренного движения.
График движения тела, согласно (8), описывается параболой. Если  ax>0\ a_x>0, то ветки параболы направлены вверх, если  ax<0\ a_x<0 — вниз (см. рис. 7). На рисунке представлена зависимость графиков движения от значений  v0x\ v_{0x}. В случае, когда  ax\ a_x и  v0x\ v_{0x} имеют противоположные знаки, тело замедляет движение, останавливается на мгновение и начинает двигаться в противоположную сторону.
 График движения
Рис. 7. График движения

Средняя скорость при равноускоренном движении

По определению средняя скорость равна:
vср=St.(9)\vec{v}_{\textit{ср}} = \frac{\vec{S}}{t}. \qquad (9)
Учитывая (7) получим:
vср=v0t+at22t=v0+at2.\vec{v}_{\textit{ср}} = \cfrac{\vec{v}_{0} t + \cfrac{\vec{a} t^2}{2}}{t} = \vec{v}_{0} + \cfrac{\vec{a} t}{2}.
Выразим  a\ \vec{a} из (4), получим:
vср=v0+v(t)v0t t2=\vec{v}_{\textit{ср}} = \vec{v}_{0} + \cfrac{\cfrac{\vec{v(t)} - \vec{v_0}}{t} \ t}{2} = =v0+v(t)v02=v(t)+v02.= \vec{v}_{0} + \frac{\vec{v(t)} - \vec{v_0}}{2} = \frac{\vec{v(t)} + \vec{v_0}}{2}.
Следовательно, средняя скорость при равноускоренном движении равна:
vср=v(t)+v02.(10)\vec{v}_{\textit{ср}} = \frac{\vec{v(t)} + \vec{v_0}}{2}. \qquad (10)
Формула (10) справедлива и для проекций:
vсрx=vx(t)+v0x2.(11)v_{\textit{срx}} = \frac{v_x(t) + v_{0x}}{2}. \qquad (11)
Из формулы (11) и из графика функции  vx(t)\ v_x(t) следует (см. рис. 8):
vсрx=vx(t/2).(12)v_{\textit{ср}x} = v_x(t/2). \qquad (12)
 Средняя скорость
Рис. 8. Средняя скорость
То есть, значение средней скорости на некотором временном отрезке  t\ t совпадает с мгновенной скоростью посредине этого временного отрезка.

Дополнительные формулы перемещения

Если известно перемещение  Sx\ S_x, время  t\ t, за которое это перемещение произошло, и ускорение  ax\ a_x, то воспользовавшись формулой (5) на временном отрезке от  t/2\ t/2 до  t\ t и учитывая (12), можно найти конечную скорость:
vx(t)=vx(t/2)+axt2=v_x(t) = v_{x}(t/2) + a_x \frac{t}{2} = =vсрx+axt2=Sxt+axt2= v_{\textit{ср}x} + \frac{a_xt}{2} = \frac{S_x}{t} + \frac{a_xt}{2}
и воспользовавшись формулой (5) на всём временном отрезке от  0\ 0 до  t\ t можно найти начальную скорость:
v0x(t)=vx(t)axt=v_{0x}(t) = v_x(t) - a_xt = =Sxt+axt2axt=Sxtaxt2.= \frac{S_x}{t} + \frac{a_xt}{2} - a_xt = \frac{S_x}{t} - \frac{a_xt} {2}.
Выразив  S\ \vec{S} из (9) и учитывая (11), получим:
S=v(t)+v02 t.(13)\vec{S} = \frac{\vec{v(t)} + \vec{v_0}}{2} \ t. \qquad (13)
Формула (13) справедлива и для проекций:
Sx=vx(t)+v0x2 t.(14)S_x = \frac{v_x(t) + v_{0x}}{2} \ t. \qquad (14)
Выразим  t\ t из (5), подставим в (14) и получим ещё одно представление для проекции перемещения:
Sx=vx(t)+v0x2vx(t)v0xax=S_x = \frac{v_x(t) + v_{0x}}{2} \cdot \frac{v_x(t) - v_{0x}}{a_x} = =vx2(t)v0x22ax.(15)= \frac{v_x^2(t) - v_{0x}^2}{2a_x}. \qquad (15)

Выбор формул в зависимости от известных величин

В случае, когда неизвестной величиной является конечная скорость  v(t)\ v(t), для нахождения перемещения можно пользоваться формулами (6), (7).
В случае, когда неизвестной величиной является ускорение  a\ a, для нахождения перемещения можно пользоваться формулами (13) и (14).
В случае, когда неизвестной величиной является время  t\ t, для нахождения перемещения можно пользоваться формулой (15).

Движение тела, брошенного под углом к горизонту

Частным важным случаем равноускоренного движения является движение тела, брошенного под углом к горизонту. Рассмотрим такое движение на примере следующей задачи.
Дано: модуль начальной скорости  v0\ v_0, угол  α\ \alpha между вектором начальной скорости  v0\ v_0 и горизонтом.
Найти: максимальная высота полёта  h\ h, максимальная дальность полёта  L\ L, время подъёма на максимальную высоту  tв\ t_{\textit{в}}, время всего полёта  tп\ t_{\textit{п}}, уравнение траектории  y(x)\ y(x) (см. рис. 9).
 Движение тела, брошенного под углом к горизонту
Рис. 9. Движение тела, брошенного под углом к горизонту
Рассмотрим движение тела отдельно по каждому из направлений —  Ox\ Ox и  Oy\ Oy.
Уравнения изменения мгновенной скорости (5) и движения (8) будут иметь следующий вид:
по оси  Ox\ Ox:
vx(t)=v0cosα,(16)v_x(t) = v_{0} \cos \alpha , \qquad (16) x(t)=v0cosαt,(17)x(t) = v_{0} \cos \alpha \cdot t, \qquad (17)
где  x0=0\ x_0=0,  v0x=v0cosα\ v_{0x}=v_0\cos\alpha,  ax=gx=0\ a_x=g_x=0,
по оси  Oy\ Oy:
vy(t)=v0sinαgt,(18)v_y(t) = v_{0} \sin \alpha - g t , \qquad (18) y(t)=v0sinαtgt22,(19)y(t) = v_{0} \sin \alpha \cdot t - \frac{gt^2}{2}, \qquad (19)
где  y0=0\ y_0=0  v0y=v0sinα\ v_{0y}=v_0\sin\alpha  ay=gy=g\ a_y=g_y=-g.
Найдём время полёта  tп\ t_{\textit{п}}. В конце полёта тело опустится на землю, то есть,  y(tп)=0\ y(t_{\textit{п}})=0. Используя (19), получим:
0=v0sinαtпgtп22,0 = v_{0} \sin \alpha \cdot t_{\textit{п}} - \frac{gt_{\textit{п}}^2}{2}, tп1=0,tп2=2v0sinαg.t_{\textit{п1}} = 0, \qquad t_{\textit{п2}} = \frac{2 v_0 \sin \alpha}{g}.
Физический смысл  tп1=0\ t_{\textit{п1}}=0 — в начальный момент времени тело находилось на земле. Следовательно:
tп=2v0sinαg.(20)t_{\textit{п}} = \frac{2 v_0 \sin \alpha}{g}. \qquad (20)
Заметим, что максимальное время полёта будет при  α=90\ \alpha=90^{\circ}.
Найдём время подъёма  tв\ t_{\textit{в}} на максимальную высоту . В максимальной точке подъёма  vy=0\ v_y=0. Используя (18), получим:
0=v0sinαgtв,0 = v_{0} \sin \alpha - g t_{\textit{в}}, tв=v0sinαg.(21)t_{\textit{в}} = \frac{v_0 \sin \alpha}{g}. \qquad (21)
Заметим, что  tп=2tв\ t_{\textit{п}}=2t_{\textit{в}} и максимальное время подъёма будет при  α=90\ \alpha=90^{\circ}.
Найдём максимальную высоту полёта  h\ h. Используя (19) и учитывая (21), получим
h=y(tв)=v0sinαtвgtв22=h = y(t_{\textit{в}}) = v_{0} \sin \alpha \cdot t_{\textit{в}} - \frac{gt_{\textit{в}}^2}{2} = =v0sinαv0sinαgg(v0sinαg)22== v_{0} \sin \alpha \cdot \frac{v_0 \sin \alpha}{g}- \cfrac{g \Big( \cfrac{v_0 \sin \alpha}{g} \Big)^2}{2} = =v02sin2α2g.(22)= \frac{v_0^2 \sin^2 \alpha}{2g}. \qquad (22)
Заметим, что максимальная высота полёта будет при  α=90\ \alpha=90^{\circ}.
Найдём максимальную дальность полёта  L\ L. Используя (17), получим:
L=x(tп)=v0cosαtп=v0cosα 2v0sinαg=L = x(t_{\textit{п}}) = v_{0} \cos \alpha \cdot t_{\textit{п}} = v_{0} \cos \alpha \ \frac{2 v_0 \sin \alpha}{g} = =v02sin2αg.(23)= \frac{v_0^2 \sin 2 \alpha}{g}. \qquad (23)
Заметим, что максимальная дальность полёта будет при  α=45\ \alpha=45^{\circ} и дальность полёта при угле  α\ \alpha и угле  90α\ 90^{\circ}-\alpha будет совпадать.
Найдём уравнение траектории. Используя (17), найдём:
t=x(t)v0cosαt = \frac{x(t)}{v_0 \cos \alpha}
и подставим в (19):
y(x(t))=v0sinα x(t)v0cosαg(x(t)v0cosα)22,y(x(t)) = v_{0} \sin \alpha \ \frac{x(t)}{v_0 \cos \alpha} - \cfrac{g \Big( \cfrac{x(t)}{v_0 \cos \alpha} \Big)^2}{2},
или:
y(x)=g2v0cos2αx2+tgα x.y(x)= - \frac{g}{2 v_0 \cos^2 \alpha} \cdot x^2 + \tg \alpha \cdot \ x.
Шуточная иллюстрация стрельбы из пушки под углом к горизонту